Меню KDT

Директор школы                     

             Садуев Толеген Абайулы

             24 июля 1978 года

             Общий пед.стаж работы- 16 лет,

             в должности директора – 10 лет. 

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

С14 (русск.2017)

 

Рекомендовано решением экспертного совета КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» протокол№1 от 24февраля 2017 года

 

Рецензенты:

Касенов С.Н., академический доценткафедры русской филологии и библиотечного делаКГУ «Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова».

Кенжекеева Т.З., учитель русского языка и литературы высшейкатегории, КГУ «Бостандыкская средняя школа» акимата Акжарского района СКО.

 

Авторы:

Садуев Т.А., учитель русского языка и литературы 1 категории, 1продвинутого уровня, КГУ «Бостандыкская средняя школа» акимата Акжарского района СКО.

Садуева М.С., учитель русского языка и литературы, английского языка высшей категории, 3 базового уровня, КГУ «Бостандыкская средняя школа» акимата Акжарского района СКО.

 

 

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: методическое пособие/авторы-составителиСадуев Т.А., Садуева М.С., С.14 Петропавловск,2017 - 39 стр.

 

 

Данное пособиепредставляет собой дополнение к урокам русского и английскогоязыка в 3-11 классах, может быть интересен творчески работающим учителям общеобразовательных школ приподготовке к тестированию и формированию коммуникативных компетенций на уроках русского и английского языка через дидактические игры. Также данный материал рекомендуем для использованиясертифицированным учителям, прошедшим уровневые курсыпо Программе центра педагогического мастерства, при составлении среднесрочного и краткосрочного планирования.

 

 

 

ББК 74.26

С14 (русск.2017)

Садуев Т.А., Садуева М.С., 2017

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1Роль и значение обучающих игр, тренинговна уроках

русского и английского языка(из опыта работы по формированию

коммуникативных компетенций на уроках)…………………….…………..6

Глава 2Обучающие игры на уроках русского и английского

языка…………………………………………………………………...……...12

Заключение……………………………………………………………...……38

Использованная литература………………………………………...……….39

  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как легко и быстро выучитьязыки? Наверное,каждый учитель и родитель задавал себеэтот вопрос. Тем более сейчас,когда проблема трёхъязычия сталаактуальной.

Тогда давайте спросим: «Что же больше всего любят дети?», конечно же – играть. Так почему же не совместить игру и обучение?Нужна ли в процессе обучения игра? Ответ на эти вопросы однозначен – конечно, игра на уроке необходима, ведь игра – это особо организованное занятие,требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. В этом пособии авторы говорят охорошо знакомых учителям вещах. Актуальность данного пособия заключается в его практическом применении, его способности преподнести учебный материал в более доступной форме.Игра – это один из важнейших способов преподавания, вызывающийсильнейшие эмоции у детей при изучении языков. Игра всегда предполагает принятие решения:как поступить в определенных ситуациях, какие слова сказать, и каким способом выиграть. Дети, не задумываясь,будут, играя,восполнять свой словарный запас, ведь для них это в первую очередь всего лишь – игра. Для учителей это привлекательный способ обучения, ведь в игре все равны. Этот способ обучения посилен даже для слабых учеников. В игре важным является результат, а он может быть самым неожиданным. Самый слабый ученик, проявив находчивость и сообразительность,может стать первым в игре, даже имея слабый словарный запас. При увлеченной игре у ребенка появляется чувство равенства, ребенок чувствует посильность заданий, он без стеснения начинает применять свой словарный запасязыка. Благодаря этому ребенок легче обучается. В связи с этим легче усваивается материал, ребенок чувствует себя увереннее в том, что «он наравне с другимиможет разговаривать, употреблять необходимые слова». В ходе игры между детьми возникаетсвоеобразное состязание. Это и ролевые игры, занимательные, развивающие игры,где заранее установлены правила.

В процессе игры можно установить уровеньпсихологическойготовности детей к общению,научитьдетей правильно выбирать нужныеречевыеварианты иразвивать спонтаннуюречь.

При использовании игр, современный учитель должен грамотно, в соответствии с современными требованиями организовывать свой учебный процесс,видеть в каждом ребенке личность.

Данным пособием может воспользоваться не только начинающий учитель, но и умудренныйопытом педагог, которомубудет полезноиспользовать некоторые материалы.

Вам достаточно открыть одну из страниц данного пособия для того, чтобы ваше занятие превратилось в увлекательную и полезную игру. С помощью данных рекомендаций вы сможете избежать неловких пауз во время занятий, скучных уроков, с его помощью вы приобретете опыт неистощимого на выдумки и юмор педагога.

  

Глава 1

Роль и значение обучающих игр, тренинговна уроках русского и английского языков(из опыта работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках)

 

В данной главеречьпойдет о хорошо знакомых каждому учителю вещах. Чем больше мы работаем, тем больше убеждаемся,как непроста такая, казалось бы,простая форма деятельности –игра.Цель данного исследования- постичь природу игры, изучить её внутренние пружины, законы, обобщить накопленное в процессе практики, оказать учителям – филологампрактическую помощь в проведении уроков и повышении интереса в изучении языков, дать им насыщенныйв лексическом и грамматическом плане материал.

Игра является одним важнейших инструментов преподавания, которые вызывают сильные эмоции у детей, и как следствие, они лучше изучают языки. Игра ведет за собой развитие. «Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра- это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность и внимание,там работает мышление. Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу» (Л.С. Выготский. Педагогическая психология М-1991 г. с. 58).Дети не любят однообразия, это угнетает творческое начало. И есть прекрасный инструмент, чтобы мир ребенка стал подвижным, ярким, как калейдоскоп. Что же должен сделать учитель, чтобы материал урока стал живым, знакомым и полезным?

 Ответ прост: внести в структуру урока элементы занимательности через игру, тренинги, разминки. Это инструменты, активизирующие мыслительную деятельность ученика и эмоционально насыщающиерутинную работу.

 «Негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности» (Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы (далее - Программа).Сегодня, в условиях быстро меняющегося мира, учителям необходимо изменить всю свою практику. И наши учителяменяются, потому что они понимают, что отсутствие изменений, динамикив обучении и преподавании - это есть остановка в росте. Сегодня каждый учительчетко осознает, что от него зависит не только формальное обучение и воспитание учащихся, но и воспитание личности, отвечающейтребованиям 21 века.

 Чтобы воспитатькреативных, мотивированных, независимых,всесторонне развитых личностей, учитель, прежде всего, постоянно обязан заниматься непрерывным образованием,обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей. При этом он не имеет правозабывать,что ключевым моментом его деятельности является вовлечение учащихся в активное участие в учебном процессе, воспитаниев нем ответственности за собственное обучение. Для этого учитель может создавать необходимые условия, обеспечиватьматериалами, развивать и прививать в учащихся желание к собственному пониманию учебных дисциплин.

Современная картина мира меняется стремительно, то, что вчера было сказом, сегодня становится явью, былью. Да, действительно, мир 21 века- это век новейших технологий, глобализации,демографических, экологических проблем и устойчивого развития. Школа 21 века обязана воспитать человека, обладающего не формальными,актуальными знаниями, которые онможет практически применитьв реальной жизни, что называется «вне класса» (Руководство для учителя 1 уровня, 2014 г. с.107). И самое главное, чтобы учителя осознали о своей громаднейшей ответственности, о неизбежности перемен в образовании и воспитании. Для этого учителю самому необходимо измениться полностью, стать совершенно другим человеком, быть неистощимым генератором новых идей, решений, стратегий… Невольно возникает вопрос: осуществимо ли это на практике, сможем ли мы достучаться до каждого работника педагогической армии, самой многочисленной и самой консервативной армии в мире? Сегодня много говорят о «закостенелостности « наших учителей, их приверженности к традиционным методам работы, основанным на передаче и трансляции готовых знаний. Несостоятельность этих методик сегодня доказана как в теории, так и в практике.Нас, как педагогов, настораживает тот факт, что наша юная смена-молодые учителя- не торопятся осваивать новые прогрессивные методики. Здесьмы считаем уместным привести факт из реальной жизни, когда молодой учитель, блестяще окончивпедагогический университет, пришел в школу на урок с поурочными планами своего дедушки(!). Еле отобрали иубедили о невозможности такого подхода, копирования, хотя это уже совсем другая история.

В советское время прогрессивные педагоги личной инициативой, чаще всего в окружении враждебной администрации, продвигали свои оригинальные игровыеметодики, рукописями распространяли их, не всегда их понимали, подвергали гонениям, хуле, так как они не вписывались видеологию советской школы, основанную на показателе оценок и успеваемости. А сегодня государство говорит: учитель, возьми, примени,мы тебя научим, еще за это тебе будем деньги платить, которых у нашей молодой страны и так не хватает, но нам на это не жалко этихденег- мы вкладываем деньги в самые лучшие инвестиции- наших детей.

И мы должны понимать, что с кавалерийского наскока всю эту работу не преодолеть, на это уйдут годы, требуется большая подготовительная работа, будет затрачено колоссальноевремя на работу с коллегами, но как гласит русская пословица -«дорогу осилит идущий».

И в этой связи наше пособие имеет огромное значение как один из ресурсов, помогающихучителям построить отвечающим сегодняшним требованиям урок.

Игра-это средство познания и метод воспитания. Ведь только эмоционально подготовленный к восприятию тех или иных языковых явлений ребенок достигнет результатов, усвоит функциональную грамотность. А иначе увязка обучения с жизнью остается чисто формальной и не дает ни образовательного, ни воспитательногоэффекта. «С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества» (Программа). Игра – мощный инструмент приформировании навыков функциональной грамотности.Ведь только в игре можно смоделировать любую жизненную ситуацию. Здесь, на наш взгляд, уместно привести пример из образовательной системы Японии. Интересна их политика дошкольного воспитания, где ребенок не имеет никаких ограничений при своем развитии, сним обращаются как с королем, нет никаких гнетов, подавлений, ребенок с раннего детства является национальным достоянием и ресурсом. Японские дошкольники мало уделяют времени учебе, в основном они играют, навыки и знания они получат в школе. Главное для них это душа, интеллект, характер-«кокоро».

 «Кокоро» − это особая идея образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. В результате закладываются основы формирования всех сторон личности ребенка, обеспечивается полноценное нравственное, физическое, когнитивное, коммуникативное и социальное развитие». Зато, когда ребенок приходит в школу, он уже умеет читать и писать - это святая обязанность японских родительниц - «киеки-мам».( Гордеев С.Н., « Образование в Японии», 2010 г., с 46. http://www.allbest.ru/) .И сегодня внедряемые новые подходы в казахстанскомобразовании под флагом Центра педагогического мастерства, ориентированы, прежде всего, не на формирования «отличника - ботана», а на развитие креативой, независимой, всесторонне развитой личности, способного принимать лучшие решения. Великий педагогА.С. Макаренко писал «Я думаю, ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра- это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело.Надо только дать ему время поиграть, надо пропитать этой игрой всюего жизнь».

Огромное воспитательное значение обучающей игры в том, что она приучает ненавязчиво к труду. В каждой игре есть усилие мысли и рабочее усилие, т.к. без последнего не будет реализации мысли, фантазии ребенка. Активизирующая роль игры огромная. Как добротно выполненная работа, так и хорошо проведенная игра приносит моральное удовлетворение, положительные эмоции, радость творчества и сотворчества, умение радоваться за другого, побуждение к оказанию помощи. Самое главное, что игра всегда приносит радость, и главное – радость за качество, т.е. не просто за выполненную работу. И еще один из значительных моментов, что она воспитывает ответственность. Ошибочно относиться к игре как к чему-то несерьёзному и противопоставлять её труду, считая, что в работе есть ответственность, а в игре нет. В игре есть такая большая ответственность: в процессе пробуждаются творческие способности, и эти же творческие начала заставляют ребенка тянуться к игре. Причем игра может быть включена в любой вид учебной деятельности. Это средство к обучению, получению информации, практической деятельности. Самое главное, что игре «все возрасты покорны».

Играть любят малыши и учащиеся среднего возраста, и даже взрослые. Игра – это не возрастное явление, что еще больше усугубляет её образовательную роль.

Обратитевнимание, как дети самозабвенно играют, порой не обращая внимание на окружающих, полностью погружаюсь в свой мир. Причем, мир справедливый, особенный, со своими правилами. Игра должна быть «правильной», только такая игра для ребенка хорошая. Поэтому важен не только образовательныйаспект, но и методически правильно организованная игра.При планировании необходимо учитывать следующие моменты: игра должна быть информативной, обучающей навыкам, способствовать передаче новых знаний. Игра не только обучает, но и проверяет полученные знания и навыки. В первую очередь , учитель долженпоставить цель игры и ожидаемые результаты: какие умения и навыки учащиеся освоят путем игры, на что обращать особое внимание, какова воспитательная нагрузкаприпроведении игры. Никогда не забывать, что за игрой стоит учебный процесс. Немаловажный этапорганизации дидактической игры – это подбор материалов, временные рамки. При этом надо учесть возможность внесения корректив при возникновении форс – мажорных обстоятельств, необходимых для повышения активности и интереса детей.

Место игры-класс, нестандартная обстановка (например, во время экскурсии, коллективных дополнительных занятий, кружков). Игру можно проводить до начала занятий,как организующее мобилизующее начало перед изучением какой- либо темы, в процессе закрепления той или иной грамматической темы, при рефлексии, она может применяться в ходе проверки знаний.

Ведущий должен быть обязательно, даже в стихийно возникшей детской игре всегда есть заводила. Ведущих может быть двое. Все зависит от ситуации. Но чаще всего ведущим является сам учитель.

Результаты- непременное условие любой игры, без этого она теряет всякий смысл. Именно ради этого конечного результата и проводиться игра. Игра во имя самой игры носит разрушающий характер. Так как речь идет об игре в процессе обучения, то важно итоги и выводы делать в связи с поставленной образовательной целью.

 Чрезвычайная подвижность, неустойчивость, неспособность долго удерживаться на одном и том же предмете- характерные черты детской психики. Это особенность детской психологиии ещё природная тесная связь эмоциональной, познавательной и волевой сферы представляют живую подвижную личность. У ребенкамысли быстро и легко переходят в приятные и неприятные чувства, а чувства – в желания и действия. И это необходимо учитывать при развитии гармонической личности для преодоления чисто интеллектуальной стороны, свойственной нашей школе. Ведь учитель занимается не умственным аппаратом учащегося,а с его живой личностью, воспитывая его волю, пробуждая его сердце и разум.И тут игра способствует не только развитию мыслительной деятельности, но и развитию эстетического вкуса, нравственного становления. Дети имеют право быть детьми и обучение не должно питать их пищей, которая не сродни их возрасту. Учитывая интересы и склонности, игра позволяет постоянно поддерживать естественную детскую любознательность. Рассеянность, скука, усталость нередко сопровождают ребенка в ходе монотонной работы.Чем меньше школьник, тем меньше он способен к продолжительной и однообразнойработе. Необходимо переключать внимание, разнообразить формы занятий посредством игры, активизирующей умственную деятельность и развитие привычки к умственному труду как основе становления личности.

 Также в данном пособии мы хотим описать свои авторскиеобучающие игры, стратегии, разминки.Большинство игр возникали спонтанно, и только затем были поиски материала, методического подтверждения. Некоторые же из них, наоборот, были придуманы на основе уже имеющегося материала. За годы преподавания у нас выработалась система правил по составлению и применению обучающих игр:

1.Одну и ту же игру можно использовать несколько раз, меняя лексические и грамматические единицы.

2.При новой игре роль ведущего должна быть у учителя, затем он предает её ученикам

3.Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.

4.Правила игры должны быть лаконичными, немногочисленными.

5.Предложенныйучебныйматериал в игресоответствующийпрограмме.

6.При планировании необходимо поддерживать необходимый балансмеждузанимательностью и обучением. При проведении игры, не забываем, что мы превращаем скучный, порою трудный материал в увлекательное занятие.

7.В игре задействованы все учащиеся классаИгра должна проходить в духе соревновательности, чтобы бы получитьбольший эффект и темп урока.

8.Учитель создает условия для проведения игры: психологические, материальные, безопасные.

9.Во время игры учитель должен стать участником, соперником, подчиненным выработанным правилам, но при этом направлять игру в нужное русло. Здесь он недолжен никого учить, поправлять, «строить из себя главного», и тогда у вас все получиться.

10.По окончанию игры обязательно подводим итоги

 

 

Глава 2

Обучающие игры на урокахрусского и английского языка

 

  1. Смысловые пары

Игра на контекстуальные догадки. Контекстуальная догадка- это понимание отдельных слов на базе текста. Ребёнок не в силах постичь многообразие речевых явлений. Получая готовые ответы на свои вопросы, он может получить минимум знаний. Истинные знания приобретаются в процессе самостоятельной работы, усвоения понятий преломляются в индивидуальном сознании, где значение слова получает дополнительное понимание. В заданиях подобного типа развивается интуиция, когда догадка становится механизмом интеллекта. Отлаженность механизма контекстуальной догадки развивает творческое мышление. В данной игре необходимо восстановить пословицы.

 

Дружба -… ,

…- разрушает.

 

…-созидает,

Зло- …

 

Война -…,

Мир -…

 

…- жизнь,

Тьма…

 

…-воспитывает,

Улица -…

 

Развлекаемся -…,

…-трудимся.

 

…- сердце

Мысль-…

 

Зрение -…,

Слушаем - …

 

2.Отгадай

Цель – расширить лексический запас учащихся.

Детям раздаются карточки с заданиями. Игру можно проводить индивидуально, по парам, коллективно.

Побеждает тот, кто первым выполнит задание: восстанови пословицы и поговорки.

 

Дело – безделье

Дружба – служба

Лает – кусает

Журавль – синица

Руки – скуки

Труд – лень

Дело – потеха

Язык – дело

Шило – мешок

Лес – дрова

Коса – камень

Свет – тьма

Волки – овцы

Изба – пироги

 Дым – огонь

 

3.Матрешка

Данная стратегия отлично подойдет в качестве лексической разминки. Учащимся на карточках даются разные слова: необходимо составить из букв предложенных слов новые слова.

диво

кино

Например: садовниквода

 киса

 коса и т.д.

 

4.Рисунки с вопросами

Цель – отработка правописания гласных и согласных орфограмм. Учитель показывает картинки, учащиеся называют слово, затем указывают на орфограмму.

Например:машина , жираф,

часы, чайник,

чулок, щука,

сад, арбуз,

лестница, солнце

За каждую найденную и правильно объяснённую орфограмму ученик получает фишку, балл (если на уроке предусмотрена таблица оценивания).

 

5.Передай слово

Цель – научить детей различать, делить слова на слоги.

Ученикам предлагается назвать любое имя существительное, где последний слог будет первым слогом в новом слове, и т.д. по цепочке.

Например:небо-ботаника- каша- шапка- камыши-шишки и т. д.

 

6.Скороговорки на слух

Цель – развить фонематический слух у учащихся, отлично подойдет для закрепления темы «Правописание гласных после шипящих».

Ученикам читаются скороговорки, они называют звук,который встречается чаще других, орфограмму:

Волки рыщут, пищу ищут (щ).

Маша, ты нас не ищи: щиплем щавель мы на щи.

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Бегают две курицы, прямо по улице.

В цветнике цветут цветы.

Летит скворец, зиме конец.

За каждую найденную и правильно объяснённую орфограмму ученик получает фишку, балл (если на уроке предусмотрена таблица оценивания).

 

7.Универсальные слова

Цель – развивать лексические способности учащихся, способствовать развитию критического мышления .

Учащимся предлагается задание: придумывать слова, которые можно читать и вперед, и назад.

Например: дед –дед, Рим –мир, ток – кот и т.п. Кто назовет больше пар, тот и победитель.

 

8.Заполни клетки

 Данная стратегия отлично подойдетв качестве рефлексии при прохождении темы «Фонетика».

Учащимся предлагается подобрать слова соответствующим количеству клеток.

 

 

 

 

 Например:

 Стул, елка, лист.

Затем задания усложняем: большее количества букв, вводим определенные условия (первая буква гласная или сонорная, с разделительныммягким знаком, твердым знаком).

 

9.Баскетбол со слогами

Цель – закрепить навыки учащихся делить слова на слоги, повысить командный дух класса.

1 вариант

Первому ученику дается маленький баскетбольный мяч и предлагается назвать любой слог, затем мяч перебрасывается другому ученику, он называет следующий слог, и т.д. пока не сложиться слово. Слоги записываются учителем на доске.

 2 вариант

Первому ученику дается маленький баскетбольный мяч и предлагается назвать слово с одним слогом, затем мяч перебрасывается другому ученику, он называет слово с двумя слогами, и т.д. пока не закончиться фантазия учащихся, в классе с большим количеством детей игру проводим несколько раз.

 

10.Обобщающие слова

Данная стратегия отлично подойдетв качестве вводной разминки перед прохождением темы «Обобщающие слова».

 Учитель называет одно слово, например,дерево,бросает мяч ученику, он должен назвать как можно больше слов, объединённых этим понятием: береза, дуб, лиственница, карагач и т.д.

 

11.Будь внимательным

Данная стратегия отлично подойдетв качестве рефлексии при прохождении темы «Одушевленные и неодушевленные именасуществительные».

Ученики становятся в круг, учитель называет словои кидает мяч ученику: если имя существительное одушевленное – мяч необходимо поймать, если – неодушевленное, ловить нельзя. Кто ошибется – выбывает из игры.

Также, подобные игры можно проводить при прохождении темы «Собственные и нарицательные имена существительные».

 

12.Опиши предмет

Цель – изучение семантического значения слова. Данную стратегию лучше всего использовать в казахских начальных классах при изучении русского языка. Проводить в начале урока в качестве разогрева учащихся.

Учитель называет слово (ракета, портрет, стол, воздух), кидает мяч ученику, он должен дать лексическое значение слова, если он ошибся, мяч перебрасывается другому ученику, балл также засчитывается другому. Если ответил весь класс – балл никому не зачитывается.

 

13.Игра «Мафия на уроках русского и английского языков»

Цель – научить детей узнавать слова по описанию, научить описывать слова и понятия.

Один ученик выходит из класса, все остальные вместе с учителем придумывают слово, пишут его на стикере, заходит ученик, стикер клеится ему на спину, дети начинают описывать слово, понятие, ученик должен по описанию догадаться, что это за слово. Или весь класс делиться на две команды, одни загадывают слово, дают ему описание, другие угадывают. Отлично подходит в качестве тренинга перед началом занятия.

 

14.Крылатые слова

Цель – закрепление темы «Фразеологизмы».

Учитель называет фразеологизм, например, бить баклуши, кидает мяч ученику, он называетзначениеданного устойчивого сочетания слов, и отправляет мяч обратно. Затем задание усложняем: называем словосочетание, например, бежать быстро, кидаем ученику. Ученик должен назвать соответствующий фразеологизм- синоним (сломя голову), затем возвращаетмяч, если затрудняется, мяч перебрасывается другому ученику.

Подобнуюигруможно проводить при изучении темы «Многозначные слова».

 

15.Кто больше всех

Данная стратегия отлично подойдетв качестве вводной разминки перед прохождением темы «Имя прилагательное».

Учитель называет предмет или животное, ученики должны подобрать как можно больше определений. Например: осел – упрямый, длинноухий, домашний, непарнокопытный. Победит то, кто назовет больше прилагательных или скажет последним, когда все определения будут исчерпаны.

 

16.Все ответы на одну букву

Отлично подходит в качестве разогревающего тренинга перед началом занятия.

Ученики выбирают одну букву. Учитель кидает мяч, задает вопрос, все ответы должны быть на одну букву. Например, выбрали букву М. Вопрос «Сколько?», ответ «Мало, много», «Кто?» - «Мы» и т.д.

17.Превращение слов

Цель – закрепление употребления Ь.

Как существительное барабан превратить в глагол ? (барабань).

Как глагол ел превратить в дерево? (ель).

Как существительное угол превратить в топливо?(уголь)

 

18.Сбор урожая

Цель – закрепление темы «Склонение имен существительных»

Собери в три разные корзины имена существительные в зависимости от склонения: зима, весна, лето, осень, час, минута, год,день, ночь, тетрадь, карандаш,перо, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, поле, сеялка.

 

19.Упражнение на время

Цель – рефлексия по теме «Род имен существительных».

Класс делиться на три команды, даётся пять минут времени, каждая команда пишет имена существительные лишь одного рода (род выбирается по жеребьёвке). Победит та команда, которая подберет как можно больше слов и при этом не ошибётся или сделает меньше всех ошибок.

 

20.Состыкуй космические шатлы

Данная стратегия отлично подойдетв качестве рефлексии при прохождении темы «Сложные слова».

- Ребята, сегодня на уроке мы будет стыковать потерявшиеся в космосе друг друга космические корабли, точнее их фрагменты, ступени, скреплять их мы будем припомощисоединительных о или е, решать вам.

Ракетвод

Змеходец

Машинпёк

Птицносец

Оленлов

Хлебостроитель

Сталвед

Музыквар т.д.

 

21.Кто важнее и главнее ?

Данная стратегия отлично подойдетв качестве рефлексии при прохождении темы «Звукии буквы».

- Ребята, давайте прочитаем на доске слова без гласных букв: кнг (книга), ттрдь (тетрадь), бкврь (букварь).

А теперь прочитаем слова без согласныхбукв: иа (книга), еа (тетрадь), уа (букварь).

Сравним, а теперь ответьте на вопрос: какие звуки и буквы важнее- гласные или согласные?

Одна группа защищает гласные, другая согласные звуки, а кто из них важнее и главнее – дети решат сами на основе сделанных выводов.

 

22.Найди пару

Эту игру можно проводить как на уроке русского так и английского языка при делении на пары. Раздаются карточки, накоторых лишь часть пословицы (предложения, микротекста, правила и т.д.)Задание: отыскать среди играющих того, у кого недостающая часть, чтобы пословица была полной.

 

23.Остановись мгновение!

 Для переключенияс одного вида деятельности на другой можно провести данную игру. Обычно при монотонном выполнении однообразных заданий, упражнений дети устают. Ведущий (в данном случае – учитель, в в дальнейшем может кто–нибудьиз учениковвзять на себя эту роль) восклицает «Остановись мгновение !».

Правила: чем бы ни занимались учащиеся, они должны застыть и предельно искренне (очень важно!) зафиксировать в одном предложении то, о чём они думают в этот момент. Раздаются листочки, ученики записывают предложения. Результаты бывают самые неожиданные («Я думаю о глаголах», «Я думаю о снежинках за окном», «Я думаю о чёрных дырахв космосе», «Я думаю об обеде», «Я думаю офутболе» и т.д., вариантов множество). Кто – то, может быть, слукавил, чтобы рассмешить одноклассников. Пусть, не страшно. Главное, цель достигнута: ребята взбодрились. Но чтобы от всего этого была польза, продолжим игру: «А теперь на основе этой мысли составьте развернутый текст с употреблением…» (дается конкретное грамматическое задание). При подведении итогов учитывается не только самое «прекрасное мгновение», но и выполнение грамматического задания.

 

24.Нет белым пятнам

Как известно, на нашей планете практически нет «белых пятен». «Белые пятна» - это неизведанные и неизвестные места на глобусе. Сегодня и мы займемся этим благородным делом. Итак, «белым пятнам» - нет!

 Доска заполнена «белыми пятнами», под которыми расположены слова, в которые необходимо поставить нужные орфограммы. После этого объясняется правописание слов и с левой стороны записывается орфограмма, что позволяет в конце сделать выводы, на правой стороне подводятся итоги. Игру можно проводить в командах, парах, индивидуально – при обобщении, повторении, проверке знаний, или же перед объяснением новойтемы.

К примеру, тема «Прилагательные»

Ярк… голуб…цвет

Ярк…син…куртка

Ярк…син…небо

Ярк…голуб…цвета

На левой стороне после объяснения (падежные окончания прилагательных проверяются постановкой вопросаКакой?ит.д. В именительном падежеединственного числа в мужском роде пишется –ой (при ударении на окончание) –ыйили –ий(при ударении на основу), в женском роде –ое или –ее, во множественном числе всех трех родов пишется –ые или -ии) учитывается верность, умение сформулировать правило, затем на правой стороне выставляется балл за ответ.

Под остальными «пятнами» следующие орфограммы:

- правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах;

- правописание падежных окончаний прилагательных женского рода в винительном падеже;

- правописание прилагательных на –ий, -ья, -ье;

- правописание суффиксов глаголов в неопределенной форме в прошедшем времени –ова-,-ева -и т.д.

Таким образом, перед новой темой повторяются орфограммы, связанные в дальнейшем с изучением причастия.

 

25.Многозначныймяч

Данную обучающую игру можно использовать для закрепления, рефлексии при прохождении темы «Многозначные слова». Ведущий называет слово, кидает мячученику, он называет значение данного слова, возвращает его ведущему, получив мяч, второй участник называет другое значение этого же слова. Другой вариант игры: ученик перебрасывает мяч другому ученику, при этом называет любое слова. Получивший мяч, дает объяснение лексического значения слова.

 

 

 

26.Художники

Данная стратегия способствует развитию творческого воображения. Учитель диктует различные тексты, ученики рисуют, то, что слышат. Победителем считается тот, у кого самый соответствующий тексту рисунок (для начальных классов).

 

27.Синтаксическая головоломка

Ученикам раздаются картинки, каждая пара, группа составляет по ним предложения. Затем всем предложения необходимо объединитьв один текст не нарушая последовательности. Темы: сказки, времена года, программные произведения.

 

28.Передай правило

При изучении небольших тем можно использовать данную стратегию: одному-двум ученикам (в зависимости от темы) дается правило правописания или теории, в течении 2 минут они учат текст (эксперты), затем по цепочке передают друг другу. Побеждает та группа, эксперт, котораяна выходе максимально близко передала текст.

 

29.Баскетбол с глаголами

Данная обучающая игра хорошо подходит для рефлексии при прохождении темы «Типы сказуемых». Учитель кидает маленький баскетбольный мяч ученику с заданием: назвать ПГС (простоеглагольное сказуемое), ПГС условного наклонения, ПГС повелительного наклонения, ПГС будущего сложного времени, СГС (составное глагольное сказуемое), СИС (составное именное сказуемое). Ученик возвращает мяч после того, как называет требуемый глагол, и даже если не называет. Игра проходит в быстром спортивном темпе, учителю наглядно видно, каким ученикам надо ещё поработать над темой.

 

30.Баскетбол с прилагательными

Учитель бросает мяч ученику и предлагает назвать как можно больше прилагательныхо себе на начальную букву своего имени (например:Санат-сильный, спортивный, смелый и т.п.). Полезно проводить перед изучением темы «Имя прилагательное» (только не вводное занятие).

 

31.Грамматические физминутки

 Данные стратегии уместно применять в начальных классах для развития навыков говорения. Каждый раз в классе выбираем нового ведущего из числа учащихся. Через несколько уроков, когда все ученики успеют побывать в роли ведущего, выбирается самый лучший. Оценивается креативность.

За окном зима – зима,

Загудели провода:

(А – а – а – а, а – а –а - а).

 

Вьюга злиться

(ы – ы – ы – ы, ы – ы- ы).

 

Ветер воет

(и – и – и – и – и, и – и - и).

 

А вы слышите пургу?

(У – у – у ! У- у –у!)

 

И разноситься везде

(Э – э – э! э – э – э!)

 

В небе, в небе высоко:

(о – о – о, о – о - о)

 

Звуки гласные звучат,

В небе плачут и звенят.

За окошком они ноют,

А порою даже воют.

 

Гласных звуков всего шесть:

Это – (у),

Это – (и),

Это – (о),

Это – (ы),

Это – (э),

Это – (а).

Повторяем их всегда!

Дети вразнобой, имитируя звуки вьюги, повторяют нараспев гласные звуки (можно применить на уроке русского языкав 3 классе с казахским языком обучения при изучении гласных звуков).

 

Мы разминку продолжаем

и с Й – кратким сыграем

Назовите вы слова,

Чтоб в конце была она

(Дети по очереди выкрикивают свои примеры: чаЙ, маЙ, раЙ, стоЙ,моЙ и т.д.) Побеждает тот, кто последним приведёт пример.

 

Все мы любим

Букву Я,

А точнее себя !!!

Любим буквуЯ

Мы все,

Ведь она всегда,везде!

В – Яме,

В – Яблоке,

В – Яйце!

Ну а , главное во мне!

(Далее дети по очереди называют свои положительные качества).

К примеру,

Я -весёлый всегда!

Я – красивая (я-я-я)!

Я – спортсмен и весельчак!

Я- умею так- так (ученик делает комические движения)!

Я- умею кувыркаться!

Я – умею танцевать!

Я- играть и рисовать!

Я – учусь всегда на пять!

Молодцы ! Ребята все,

Ну, а кто же победитель?

(Дети на разные голоса кричат: Я! Я! Я! Я! Я!)

4) Дождик капает кап- кап!

Мы шагаем вот так-так!

Будем прыгать, веселиться

И на дождик не сердиться

Будем хлопать мы вот так!

Любим мы играть, смеяться

И на дождик любоваться.

5) С неба падает снежок,

Обопрёмся на бочок.

Повернёмся мы сюда,

Поменяться нам пора.

А теперь –наоборот-

Поглядите-ка туда!

Всё летит, летит снежок.

Дружно сделаем прыжок.

Прыг- прыг-скок!

Прыг-прыг-скок!

До свидания, снежок!

 

6) Раз, два, три, четыре, пять!

Не пора ли поиграть?

Поиграем мы в слова,

Вы готовы?

- Да, да, да!

Слово первое – доска,

Окончанье в слове - а .

Женский род мы все узнали,

Сядем дружно мы за парты,

И заполним все квадраты.

(Детям раздаются листочки с таблицей, которую они заполняют)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7)Проводится в конце урока перед звонком на перемену

Скоро зазвенит звонок

Суффикс в слове будет – ок - !

Много суффиксов мы знаем,

И сейчас мы поиграем

(Детям раздаются листы по рядам, выигрывает тот ряд, который больше всех привёл примеров с суффиксом – ок - ).

 

1 ряд

2 ряд

3 ряд

 

 

 

 

 

8) В небе радуга – дуга

Раскидала все цвета

Красный – руки мы поднимем,

Оранжевый – пальчики сожмём,

Жёлтый – их разожмём,

Зелёный – снова сделаем вот так,

Голубой – кулачками потрясём,

Лиловый – весело взмахнём,

Фиолетовый – а теперь мы отдохнём!

Отдохнули? Повторили

Краски радуги –дуги.

(Дети скандируют;

Крас-ный

О-ран-же-вый

Жёл-тый

Зе-лё-ный

Го –лу- бой

Ли –ло –вый

Фи-о-ле-то-вый )

Реквизиты: разноцветные карточки, которые при чтении поднимаются по очереди, чтобы дети не ошиблись при названии цветов. Затем эти же цветные карточки в произвольном порядке раздаются детям. На обороте карточки грамматическоезадание (например, на красной карточке: просклоняй прилагательное, красный: составь словосочетания с прилагательными красный и т.д.).

9) В руки мы берём шары

Повторяем букву Ы

Если Ы услышит кто-то

Значит много там чего-то.

(Детям раздаются карточки).

 

...

…          Ы

...

…Ы

...

…Ы

 

 

 

Можно играть в парах, по одному, по группам.

10) Алфавит мы знаем все,

Приглашаем вас к игре!

Начинается урок,

Буквы знаем на зубок.

Алфавит мы повторяем,

И друг друга проверяем.

(Детям раздаются карточки с алфавитом, необходимо заполнить пробелы, раздаются всем разные варианты. Выигрывает тот, кто первым заполнит таблицу).

 

32.Анаграмма / Anagrams

В игре используются слова, в которых при изменении порядка букв получается новое слово. Играющие получают от учителя карточку с такими словами. Каждое слово выписывается на доскеи из него образуется новое. Задание надо выполнить за установленное время. За каждое правильно изменённое слово даётся балл. При этом играющий должен знать значениепридуманных слов. Можно использовать, например, такие слова:

Tale – lateten – netpost - stop

Team – meattea –eatfelt- left

East-seatrace – caredog- god

Shelf- fleshact -cat

Name - manesaw – was

Рим – мирвесло - слово

Шарф – фаршшина – ниша

Ремонт – монтеркопна - кнопка

Игру можно проводить между двумя группами.

 

33.Voicetraininggames/ Громкоговорители

Многие учащиеся говорят тихо, стесняются. И для того чтобы заставить их говорить громко, отчётливо, учитель может воспользоваться этими стихотворениями. Представьте себе, что вы уличные торговцы и вам нужно продать свой товар. Учитель предлагает учащимся сделать бумажные громкоговорители – это поможет им говорить громче.

The Fish Man.

The fish man comes today,

The fish man calls this way:

“Fresh fish! Fresh fish!

Oh, fine fresh fish!

Fine fresh fish for sale!”

Торговец рыбой - это игра больше предназначена для мальчиков.

Ice – cream Cones

Ice-cream Cones!

Ice – cream Cones!

Come and buy my ice- cream cones!

Chocolate ice-cream!

Strawberry ice – cream!

Pineapple ice – cream!

Raspberry ice- cream!

Ice – cream Cones!

Ice- cream Cones!

Who will buy my ice –cream cones?

Продавца мороженого ребята изображают с удовольствием – кто не любит мороженое?

 

34.20 вопросов / Twentyquestions

Цель: закрепление пройденного материала.

Ученики отгадывают существительное из класса животных, растений или неодушевлённых предметов. Здесь многое зависит от логической последовательности вопросов. Допустим, ведущий задумал слово «acow». Вопросы могут быть заданы в такой последовательности:

Pupils: - Isitthing?Leader: - No, it is not.

Is it a vegetable? No, it is not.

Is it an animal?Yes, it is.

Is it domestic?Yes, it is.

Does it live in the house? No, it does not.

Is it very big?Yes, it is.

Can it run?No, it can’t.

Is it a cow?Yes, it is.

 

35.Самолёт/PlayingAirplane

Игра проводится для тренировки учащихся в произнесении звука {v}:

The plane is travelling

vvv – vvv – vvv.

Moving so fast, and ever so high,

vvv – vvv- vvv.

Over the land, and over the sea,

vvv – vvv- vvv.

But we always come back in time for tea,

vvv – vvv – vvv.

Ребята, играя в самолёт, хорошо научатсяпроизноситьзвук {v}.

 

 36.Групповая история / Groupstory

Цель: активизация навыка устного высказывания по определённой теме.

Даётся задание: составить групповой рассказ по теме. Выбирается любая тема, например «Профессии», «Лексика». Класс делится на две группы.

Представители каждой группы по очереди произносят по одной фразе. Тот, кто не может придумать предложение или повторяет то, что уже было сказано одним из учащихся, выбывает из игры. Победителем становится та группа, в которой к концу игры осталось больше учащихся.

 

37.Охотникизвери / Hunter and animals

Цель: активизация лексики, связаннойс новой темой. Игру можно проводить на уроках русского и английскогоязыков.

Учащиеся садятся в круг, выбирается водящий - охотник. Остальные – звери. Охотнику нужно как можно больше назватьслов, связанных с новой темой. Учащиеся называют каждый по одному слову, затем меняются местами. Учитель ставит таймер на 30 секунд. В течении этого времени ведущий должен назвать слово каждого участника. Если он назвал правильно слово – ученик встаёт. Охотнику нужно назвать как можно больше слов за установленное время. Затем выбирается другой водящий. Учитель следит,кто больше из охотников поймал «зверей». Побеждает тот, у кого больше зверей.

 

  1. Нравится ли вам эти профессии? / Doyouliketheseprofessions?

Игра направлена на активизацию лексики, обозначающей профессии, а также на тренировку учащихся в употреблении утвердительной, вопросительной и отрицательной форм смыслового глагола в PresentIndefiniteTense.

Все играющие садятся в круг. Каждый задумывает себе профессию и сообщает о ней остальным: «I am a teacher (an engineer, a worker, driver, a doctor, a singer)».

Ведущий выходит в круг и спрашивает, обращаясь, например, к ученику, который выбрал себе профессию учителя: «Teacher, doyoulikethejobofaworkerandadriver?»Ученик может ответить: «Yes,Ilikethem», и тогда все перемещаются на одно место по часовой стрелке. Если же ученик ответит: «No, I don’t like the jobs of worker and a driver», товедущий задаст ещё один вопрос: «What job do you like?».Ответ может быть таким:«I like the jobs of a doctor and a pilot».

В этом случае пары (рабочий,шофёр- доктор,пилот) должны быстро поменяться местами. Одновременно, как и при первом варианте ответа,ведущий пытается занять какое-либо освободившееся место. Тот,кто остался без места, становится ведущим, и игра продолжается.

 

 39.Эксперты / Proverbexperts

Цель: развить слуховую память учащихся.

Учащиеся уже знают несколько пословиц, но употребление их в речи было неточным, а зачастую и неверным. Это и заставило учителя подумать об этой игре.

1 вариант

Учитель готовит карточки с пословицами. Класс делится на 2 группы: «создатели» и «ответчики». «Создатели» выбирают рассказчика, который вытянув карточку с пословицей,должен сочинить короткий рассказ с употреблениемданной пословицы. Саму пословицу он не должен произносить, её должны назвать «ответчики». Рассказчику, если он испытывает затруднения, помогает его группа. Рассказ нужно ограничить по времени, например, 2 минуты (можно поставить таймер). Учитель даёт 5 баллов за хорошо составленный рассказ и 1 балл за отгаданную пословицу. За большое количество ошибок в рассказе или неточность употребления пословицы можно снять 1 балл.

 

Вариант 2

Выбирается водящий, который выходит из класса, и пока он отсутствует, остальные выбирают и записываютпословицу. Чтобы угадать пословицу, водящий задаёт учащимся вопросы, в каждом ответе на которые должно содержаться одно слово из пословицы, пусть даже ответы будут в невпопад. Например, возьмёмпословицу :

Старый друг лучше новых двух.

Водящий: Как у вас дела? Примерный ответ: Лучше чем вчера!

Какаясегодня погода?Старый друг, мы не знаем… и т.д.

 Вариант для урока английского языка:

Better late than never.

It: Do you know many proverbs, Akbota?

Akbota: I can’t say I know many. I never learnt proverbs before.

It: Do you like reading, Meiram?

Meiram: Yes, I do. I read till late at night.

It: Do you like the weather today, Anel.

Anel: No, I don’t, yesterday the weather was better.

It: You mean the proverb «Better late than never»

 

40.Клубок

Цель игры: развить слуховую память учащихся.

Учащиеся не всегда умеют слушать собеседника, когда тот рассказывает о каком-либо известном случае: они перебивают его, не дают закончить предложение,каждому, кажется,что он расскажет лучше. В таком случае можно предложить такую игру:составить коллективно рассказ.Однако при этом необходимо соблюдать одно правило: точно продолжать мысль предыдущего рассказчика, не повторяя слово, на котором прервалось повествование.

Чтобы начать игру, нужно достать клубок, который бы состоял из ниток разной длины. Клубок вручается первому играющему, он разматывает его и одновременно начинает рассказ,когданить обрывается, и рассказчик передаёт конец нити следующему ученику, который продолжает разматыватьсвой клубоки рассказывать продолжение историии так далее.

 

41.Cравнения

При изучении степеней сравнения, можно использовать такую игру. Её можно играть как на уроке русского языка, так и на уроке английского языка.

Учитель говорит предложение. Например: У меня есть машина/ Ihavegotacar. Далее учащиеся приводят формы сравнительной степени прилагательных по нарастанию.

Ученик1: Моя машина быстрая /Mycarisfast.

Ученик2 : Моя машина быстрее /Mycarisfaster.

Ученик3 : Моя машина самая быстрая /My car is the fastest.

Ученик сделавший ошибку выбывает из игры.

При прохождении английских времён можно использовать такие грамматические игры.

 

42.Чем ты занят сейчас?

Эту игру можно проводить при изучении глаголов настоящего времени, (закреплении) времени Present Continuous Tense.

Учитель не говоря ни слова показывает мимикой, движениями, что он делает. Остальные учащиеся задавая вопросы : Вы сейчас танцуете? Вы сейчас прыгаете? Areyoudancing? Areyoujumping? и т.д., должны отгадать. Кто отгадал,становится ведущим.

 

43.Глаголы

Цель: повторить пройденный материал по теме «Глаголы».

Учащиеся делятся на пары. Затем один должен показать жестами, мимикой движения, а второй должен сказать предложение, употребляя глагол, который изображает первый учащийся.

 

44.Чтоонделаеткаждоеутро? / What does he do every morning?

Цель: тренировать учащихся в употреблении конструкции вопрос –ответ. Уместно будет его использовать на уроках английского языка, а также на уроках  русского языка в казахских классах. Для проведения этой игры вам понадобится мячик.

Учащиеся встают в круг. Ведущий кидает мячик одному из учеников и задаёт вопрос:Что вы делаете каждое утро?Whatdoeshedoeverymorning? Ученику поймавшему мячик нужно быстро ответить на вопрос и вернуть его обратно. Ведущий бросает мячикдругому ученику, задавая тот же вопрос. Ответы учащихся не должны повторяться. Не ответивший на вопросили тот, кто повторил ответвыбывает из игры.

 

 

45.Неправильные глаголы

Для того, чтобы дети запомнили неправильные глаголы можно проводить эту игру.

Учащиеся встают в круг. Учитель каждому на ушко говорит по одному неправильному глаголу.Затем учитель ставит таймер (2 минуты), в течение этого времени учащиеся должны найти свои 3 формы.Например: go – went – gone.Те, кто выполнил правильно задание получают по баллу.

 

  1. «Фруктыи овощи» / «Fruits» and vegetables».

Цель: учащиеся смогут разграничивать фрукты и овощи, запомнить лексику урока.Уместно будет его использовать на уроках английского языка, а также на уроках русского языка в казахских классах.

Учащиеся садятся в круг. Учитель, подойдя к каждому, говорит название фрукта или овоща. Например: горох, яблоко, банан, капуста /carrot, banana, tomato, etc. Учащиеся должны запомнить свои названия. Затем ведущий говорит: «Овощи и фрукты –поменяйтесь местами/Fruits, changeplaceswithvegetables». «Фрукты « и «овощи» меняются местами. Водящий ищет для себя место, и быстренько садится. Ученик, который остался без места – становится ведущим. Учитель же должен проследить правильно ли все поменялись. Дальше можно усложнить игру.

Другой вариант игры: водящий делит учащихся на бананы и морковь, например, затем говорит, чтобы морковь поменялись местами, ищет для себя свободное место и занимает его. Ученик, который остался без места – становится водящим. Каждый раз при новой игре нужно давать новую лексику, в такой форме дети быстрее запоминают её.

 

47.Видели ли вы моего друга?/Haveyouseenmyfriend?

Цель: закрепление пройденного материала по теме«Сочинение – описание человека».

Учащиеся становятся в круг. Учитель ходит по кругу, при этом говоря : Я потерял друга. Ктоеговидел?/Ihavelostmyfriend. Where is my friend?Затемонобращаетсякодномуизучащихся: Видели ли вы моего друга?/Haveyouseenmyfriend?Ученик спрашивает: Как он выглядит?/ Whatdoeshe| shelooklike?Учитель описывает одного из учащихся находящего в кругу, не говоря его имени. Если кто- нибудь из учащихся узнаёт свой портрет, он тут же старается выбежать из круга, остальные должны его поймать. Если же он не смог выбежать, он становится водящим.

 

 

48.Говорящие картинки

Цель: пополнить словарный запас новой лексикой, развитие речи.

Для проведения этой игры, вам понадобятся картинки на разные темы.

Учащиеся встают в круг. Учитель показывает картинку. Учащиеся должны сказать,что показано на этой картинке- предложение или словосочетание. Главное условие- не повторяться. Ученик,который повторил или же не смог ничего сказать,выбывает из игры.

 

49.Оратор

Цель: учащиеся смогут правильно произноситьслова, отработают произношение, дикцию.

Для проведения игры вам следует заранее на слайдах написать текст либо стихотворение.

Учитель делит класс на 2 группы. Выводит на интерактивную доску текст илистихотворение. Одна из групп читает стихотворение, причём все должны принимать участие (например, каждый участник по предложению). Учитель наблюдает. Вторая же группа слушаети, если есть ошибки,исправляет. Затем вторая группа повторяет. Далееучитель усложняет игру и просит первоегруппу прочитать стихотворение с грустью, вторую – с удивлением (радостью, с сожалением, вопросом, шёпотом, громко и т.д.). Выигрывает та группа, которая сделала меньше ошибок, и лучше прочитала стихотворение.

 

50.Весёлые слова

Игра проводится в начальных классах.

Цель: игра способствует непроизвольному запоминанию написания слов, закреплению по теме «Фонетика».

Вариант 1.

Для проведения игры учитель заранее на доске вывешивает карточки со словами (желательно,чтобы слов было много, можнонаписать маркером на стикерах).

Класс делится на две группы. Затем с каждой из групп выходят по одному участнику. Учитель называет любое слово, которое вывешено надоске, учащиеся должны его показать (кто быстрее). Побеждает та группа, которая быстрей и правильнее справилась с заданием.

Вариант 2.

Для проведения игры учитель заранее на доске вывешивает карточки со словами (желательно, чтобы слов было много).

Учитель вызывает к доске одного из учащихся. Ученик выбирает для себя слово. Учитель объясняет задание. Затем показывает движения: если согласная буква- руки вверх поднять, если гласная – опустить вниз. Например: мир: : м- согласная - руки поднимаем вверх, и- гласная –руки опускаем вниз, р- руки поднимаем вверх; dog : d- согласная- руки поднимаем вверх, o- гласная –руки опускаем вниз, g- руки поднимаем вверх. И так со следующими словами, при этомучитель предлагает разные движения. Желательно,чтобы все учащиеся смогли поучаствовать.

 

Вариант3.

Для проведения игры учитель заранее на доске вывешивает карточки со словами.

Учитель вызывает одного из учащихся и просит его показатьслово, состоящее из двух гласных.Следующийученикпоказываети произносит слово,состоящее из трех гласных,далее из четырёхи т.д.

 

Вариант 4.

Для проведения игры учитель заранее на доске вывешивает карточки со словами (необходимо, чтобы слов было много).

Класс делится на две группы. Учитель вызывает первую группу. Задание: составить как можно больше предложений за определённое время(ставится таймер, например, 2 минуты),затем выходит вторая группа, выполнят то же задание. Одна группа проверяет предложения, составленные другой группой, исправляет ошибки, если есть. За правильно составленное предложение даются баллы. Побеждает та группа, которая набрала больше баллов.

 

51.Днинедели/Days of the week

Цель: учащиеся смогут запомнить названия дней недели.

На слайдахготовим такую таблицу:

В воскресенье мы занимаемся танцами/WedanceonSunday.

Впонедельникмыидемвшколу/We go to school on Monday.

Ввторникмыиграемвфутбол/We play football on Tuesday.

Всредумыговоримнаказахскомязыке/We speak Kazakh on Wednesday.

В четверг мы говорим на английском языке/WespeakEnglishonThursday.

Впятницумыпоемпесни/We sing a song on Friday.

Всубботумыбегаем/WerunonSaturday.

Учитель делит класс на две группы. Первая группа загадывают, что они делали с понедельника по среду, вторая группа, что они делали с четверга по субботу. Далее две группы задают друг другу вопросы по очереди: вы говорите на казахском в понедельник?/ DoyouspeakKazakhonMonday?Вы танцуете в четверг? /DoyoudanceonThursday? и т.д. Группа, которая первой отгадает, что загадала другая группа – получают балл. Те, кто больше набирает баллов, тот считается победителем.

 

52.Рюкзак

Цель: повторение и закрепление темы «Школьные принадлежности».

Учитель делит класс на две группы. Затем предлагает выйти к доске откаждой группы по одному ученику. Объясняет задание: ученик первойгруппы долженученику второй группы перечислитьна русском/английском языке школьные принадлежности, второй же должен их правильно собрать. Затем меняются местами. Кто выполнил всё правильно,получает балл.

Другой вариант: играют также, только ставится таймер, например 1 минута.

 

53.Древо познания»

На доске «древо познания», на нём огромные «листья»и «плоды».

На «листьях» - практические задания, «плодах» - теория. Кто быстрее теорию подтвердит примерами, и наоборот – примеры обоснует теоретические.

Карточки «Листья»

Под…езд, с…мка, об…явление, пре….юбилейный, ад….ютант.

В…юга, лад….я, л…ёт, разнотрав…е.

Боч?ка, ноч?ник, кон?чать, камен?щик, спор?щик, помощ?ница, мос?тик, бан?тик.

Брош…ра, ж…ри, параш….т.

Ж…лтый, ш…пот, ч….рточка.

Крыж…вник, обж…ра, трущ…ба, ш…в.

Ш…рох, ш…рник, ч….порный.

Ш…рты, ш…мпол, ш…ссе, ш….колад.

Ж…кей, ш…фёр, капюш…н.

Ож…г (руку), ож…г (руки), обожж…нная.

Рож…, тиш…, ноч…,вещ…, береч…ся, береч…, бережёш…ся, моеш…ся, моеш…, реж.., реж…те,сплош…, навзнич…., настеж…, гараж…, камыш…., грач…, плащ…,

Много: туч…, рощ…, училищ…, хорош…., горяч…, свеж… .

Карточка «Плоды»

После приставок перед буквами я, ю, е,ё пишется ъ ( адъютант – заполнить написание).

В остальных случаях, когда требуется разделительный знак пишется ь.

Буква ь не пишется в сочетаниях : ЧК,ЧН,НЧ, НЩ, РЩ, ЩН, СТ, НТ.

После шипящих Ж,Ш, Ч, Щне пишутся Ы, Ю,Я, а пишутся И,У.А. Исключения: брошюра, жюри,парашют.

После шипящих под ударением пишетсябуква Е, если можно подобрать однокоренное слово с Е.

После шипящих буква О пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с Е, а также в заимствованных словах – ударных и безударных слогах.

Примечание: глагол ожеги образованных от глагола словах с суффиксом –енн-(-ен), но существительное ОЖОГ.

Ь после шипящих пишется у существительных женского рода в им.п. ед.ч.; у глаголов во всех формах; при этом Ь сохраняется и перед – ся,-те; у наречий на Ш и Ч.

Ь после шипящих на конце слова не пишется у существительных мужского рода в им.п.ед.ч.; у существительных женского и среднего рода в род.п. мн.ч.; у кратких прилагательных ; у наречий на Ж (кроме настежЬ).

Условия игры

Играть можно в группе, парах, индивидуально.Срывается «лист» (карточка), выполняется задание, ученик формулирует правило, при затруднении обращается за помощью, только после этого «срывается»«плод» с правильным ответом, зачитывается, затем ведущий для закрепления диктует ряд примеров на данное правило. Таким образом,отрабатываются орфограммы. В конце ведущий подводит итоги. Игру можно проводить в 5-7 классах в качестве подготовки к тестам, задания берутся из пробников. В дальнейшем игру готовят сами учащиеся. Это помогает учащемуся самостоятельно отрабатыватьпройденный материал по грамматике,необходимый при подготовке к ЕНТ.

 

54.Центртестирования

Ведущий: сегодня начинает работу Центр тестирования. Перед вами стоит задача: подготовить тесты для проверки знаний по разделам (конкретизируется). Отводится время, можно целый урок или же часть урока, выбираются эксперты. Раздаются карточки с примерами. Учащиеся делают отбор грамматического материала. Формулирует к ним вопросы, составляют на готовых бланках тесты. Например: найдите ряд синонимов,ряд антонимов,найдите ряд фразеологизмов и т.д. В зависимости от отведённого времени, количество вопросов варьируется от 5 до 20. Работать можно индивидуально, в парах, в группах. После этого экспертыво главе с учителем утверждают тесты. Группы обмениваются заданиями. После отведённого времени эксперты проверяют тесты. Подводятся итоги. Припроведениирезультатов учитывается: 1) правильность составления тестов;2) выполнение тестов от противоположной группы.

 

55.Все против одного

 1 вариант   

Учащиеся заранее готовят вопросы на карточках по практике и теории, среди них могут быть вопросы по занимательной грамматике. Фантазия учащихся не ограничивается: вопрос может быть звуковой, визуальный, в виде кроссворда и т.д. Обговаривается круг вопросов, требования должны быть единые для удобства подведения итогов. Игра проводится при обобщении пройденного материала или при повторении. Такжеэту игру можно практиковать в качестве подготовки к тестам, используя тестовые задания из сборников тестов или пробников. В игре участвует весь класс против одного ученика. Можно менять претендентов. К доске выходит игрок,и его засыпают вопросами. В кратчайшее время он лаконично и аргументировано должен парировать, т.к. в свою очередь, он тоже по определённому кругу вопросов вёл соответствующую подготовку. Аналогия к игре «горячий стул».

 

2 вариант

В игре один ведущий. Это ученик 11 класса, готовящийся к ЕНТ. Ученик готовится задолго до игры, консультируется с учителем. Ему предстоит роль эрудита, всезнайки. Заранее вывешивается объявление:

«Внимание! Внимание!

Вызываю на бой самых умных и самых смелых из 5,6,7,8,9,10 классов. Готовьте вопросы по русскому (английскому) языку. Отвечу на любой из них.

Место встречи – кабинет русского (английского) языка.

Время встречи -16.00  

Инкогнито».

В ходе игры, заранее подготовленные ученики 5-10 классов задают вопросы, ведущий отвечает, подсчитываются баллы. Ведущий вручает свой приз участнику, задавшему самый интересный вопрос.

 

56.Один против всех

Принцип игры такой же, как и у предыдущей. Также можно проводить по предметам: какпо- русскому, казахскому, так и по- английскому языку. Только теперь роли меняются. Опять заранее вывешивается интригующее объявление. Ведущий – учащийся 11 класса, готовящийся к сдаче ЕНТ, готовит вопросы с ответами (в случае, если ученики 5-10 классов не смогут дать ответ на поставленный вопрос, ведущий должен самаргументировано ответить на эти вопросы). Вопросы готовятся ведущим заранее для каждого класса с учётом программного материала на карточке для каждого ученика и на доске для каждого класса. Побеждает тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, и вторая награда вручается по результатам классу, набравшему большее количество голосов.

 

57.Презентация личности

Презентация готовится лучшему ученику школы, участнику олимпиады, конкурса сочинений по русскому или английскому языку. В подготовке принимает участие вся школа. Класс, в которомучится ученик, готовит «Визитную карточку».

Классный руководитель готовит видеоролик, в котором отражены достижения личности. Такжезаранее готовятся задания по русскому или английскому языку. Готовится кроссворд, создаётся стенгазета, выполненная коллективно, посвящённая этомуученику. То есть, в центре внимания один человек, одна личность.

Образовательная цель: поднять престиж знаний по русскому или английскому языку, что, возможно,явится стимулом для последующих классов, и вторая цель не только проверить, но и продемонстрировать знания русскому и английскому языку.

План проведения презентации:

1.Ученик находится в центре внимания.

2.Ведущий представляет героя.

3.Визитная карточка.

4.Проверка знаний.

5.Выступление классного руководителя.

6.Герой демонстрирует свои таланты (это может быть чтение стихов, песен и т.д.)

7.Каждый класс представляет свою программу, посвящённую ученику.

8.Ведущий подводит итоги.

 

58.Новое словo

Цель-упражнeнее в написаниислов.

Делим класс на две группы. Пишем для каждой группе на ватмане по слову. Затем учащиеся должны меняя одну только букву, должны написать как мoжнo больше cлoв на время (устанавливается таймер-3 мин.).Например: стол-стоп-лото; send-sent-seat-..и т.д.Побеждает та группа, котораянаписала большее количество слов.

 

59.Живые буквы

Цель- упражнeнеe в напиcаниислов, трeнировка памяти учащихcя.

Для прoвeдeния даннoй игры,учитeль дoлжен заранeе пригoтовить картoчки c буквамиалфавита.Учитeль дeлит класc на двe группы. Раздаёт каждoй группe картoчки с буквами алфавита(возможно у каждого ученика будет по несколько букв). Затeм называeт cлово первoй группе, например, «огород»/«garden», учащиеcя должны вcтать в правильном порядке. Баллы начисляются по количеству букв в cловe.

 

60.Почта

Данная стратегия разнообразит любое итоговое повторение, может использовано на уроках разных предметов. Дети пишут на бумаге вопросы по теме, кидают в ящик «Почта», затемучитель перемешивает вопросы, раздаёт ученикам. Задание можно усложнить: толстые или тонкие вопросы, по таксономии (ромашке) Блума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе каждого учителя, преподающего языки, утвердился коммуникативный метод обучения, направленный на практическое овладения языком, когда изучение грамматики перестаёт быть самоцелью, а служит лишь подспорьем в языковом общении. В данном методическом пособии собраны игры, формулирующие коммуникативные компетенции учащихся, и игры, способствующие к подготовке к тестам, рефлексии. Игра является эффективным средством формированияличности ученика, его волевых качеств, воспитания, трудолюбия, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Систематическое введение в структуру образовательной деятельности занимательных и развивающих игр обеспечивает базу для формирования коммуникативных компетенций, важнейших умений и навыков в речетворческом, словообразовательном, лексическом, стилистическом аспектах. Игра не только активизирует познавательную активность, не только развивает внимание и стремление к знаниям, но самое главное, дети в процессе игры познают новое, пополняют свои знания, учатся самостоятельности, проявлению инициативы, учатся жить в коллективе, передают друг другу знания. Она эмоционально насыщает ученика, взбадривает его, наполняет энергией действия, превращает рутину в радостный творческий труд. Отойдём от стереотипов, когда к игре относятся как к чему-то несерьёзному. Дети играют и начинают верить в свои силы, в свои способности, именно в игре они раскрывают свой творческий потенциал. И если учитель поймёт, что игра – это не развлечение, а естественная среда для ребёнка, то он будет вооружён одним из самых действенных, самых синтетичных и пластичных,креативных методов вовлечения ученика в творчество и сотворчество.

Вот некоторые преимущества использования на уроках обучающих игр:

  1. Позволяет ученикамделиться знаниями с друг другом,выявляет и развивает лидерские качества;
  2. Вдохновляет преподавателей на поиск, стимулирует профессиональный рост.
  3. Делает занятия интересными и развивает мотивацию, импровизацию, гибкость ума;
  4. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  5. Ученикилучше воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате игровойподачи материала;
  6. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Важно понимать, что использование только обучающих игр не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ними постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

Сегодня в Казахстане образование становиться основным фактором развития.При реформировании системы образования наша страна опирается на опыт передовых стран. Практика показывает, что новые подходы в обучении для наших школ вполне приемлемы, они дают новый импульс и эффективные методы получения знаний. Уже сейчас, с педагогами, прошедших переподготовку по уровневым программам, в школы стремительным потоком уходит новая, прогрессивная методика преподавания, основанная на конструктивистской теории обучения, и там,на практике, в полевых условиях,путем проб и ошибок нашим учительством успешно внедряется эта методика.Считаем, что наше пособие станетважнейшимзвеном в создании новой казахстанской школы

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016 - 2019 год,интернет- ресурс http://shahtinsk.gov.kz/ru/prog_4

Выготский Л.С.. Педагогическая психология М.: Просвещение, 1991. -234с.

Галигина И.Д., Герасименко И.А. Организация внеклассной работы по русскому языку, М., «Владос».1999г. 145 с.

Руководство для учителя 1 уровня АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства2014 г.- 128с.

Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: Пособие для учителя. Изд. 2 – е –М.: Просвещение, 1984. -112с.

Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. — СПб.: Речь, 2006. — 208 с

 

 

 



Просмотров: 191

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь

Садуев Толеген Абайулы директор школы

Опрос

В чем, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе?

Голосовать

Статистика

  • За месяц6
  • За неделю0
  • Вчера0
  • Сегодня0
  • Онлайн:0

Полезные ссылки